Персональный сайт учителя начальных классов

 МОУ "СОШ №5" Архиповой Инны Валериевны

Открытые уроки

 

18.05.2010 г.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Урок 14. Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Цели по содержанию урока:

1.      Дать детям представление о том, что в большинстве случаев предметы искусства, находящиеся в священных сооружениях разных религий, связаны с данными религиями; познакомить учащихся с предметами искусства, встречающимися в церкви и мечети.

2.      Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе.

3.      Воспитывать  потребность к расширению своего кругозора.

Технология: развивающего обучения,  деятельного подхода, ИКТ.

Методы обучения: работа с книгой, рассказ, фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа.

Оборудование: выставка предметов христианской и исламской религий, мультимедийная установка (для работы с электронным пособием  к учебнику и демонстрации презентационного материала), демонстрационный и раздаточный дидактический материал, учебное пособие для учащихся.

Ход урока:

                               I.            Организационный момент.

                            II.            Введение в тему.

1.      Работа в парах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями).

- Распределите карточки, лежащие у вас на парте, на несколько групп:

Иисус Христос, Синагога, Сиддихартха Гаутама, Мечеть, Библия, Моисей, Коран, Ступа, Танах, Церковь, Мухаммад, Трипитака.

- По какому принципу вы объединяли карточки в группы?

(1 принцип – 3 группы - основатели религий, священные книги,  священные сооружения;

 2 принцип – 4 группы - по принадлежности к той или иной религии: буддизм, иудаизм, христианство, ислам)

Проверка задания с использованием демонстрационных карточек на доске.

2.      Обзорная выставка предметов двух религий: христианства и ислама.

- К каким религиям можно отнести данные предметы?

- Почему вы так решили?

                         III.            Сообщение темы.

- Познакомимся с предметами искусства, связанными с учением таких религий как христианство и ислам.

                         IV.            Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Демонстрация слайдов с изображением священных сооружений в г. Канаш.

- На прошлом уроке мы говорили о священных сооружениях традиционных религий России. Вам было предложено узнать, какие религиозные сооружения есть в нашем городе и как они называются?

- В нашем городе две церкви (Никольская церковь и Церковь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость») и одна мечеть.

2. Работа в группах по 4 человека. Отгадывание мини-кроссвордов по теме «Священные сооружения».

3. Взаимопроверка выполненной работы между группами (за каждое правильно отгаданное слово начисляется 1 балл, группа с наибольшим количеством баллов награждается аплодисментами).

 

                            V.            Изучение нового материала.

1.      Ознакомление с искусством в религиозной культуре христианства.

а) Просмотр презентационного материала «Христианство».

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре - ответить на вопросы:

- Какие три направления есть в Христианстве? (католицизм, протестантизм, православие)

- Кого изображают на православных иконах? (Иисуса Христа, Богоматерь и святых)

Обсуждение выполненного задания.

б) Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы и кому верующие кланяются при молитве?

в) Практическая работа в группах по 4 чел. Составление «Иконостаса» на планшете. Каждая группа получает изображение одной иконы. Задание: наложить изображение на название, указанное на планшете.

в) Рассказ учителя о том, как пишут иконы (по материалу рубрики «Это интересно» в учебнике).

- Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых.

2.      Ознакомление с искусством в религиозной культуре ислама.

а) Просмотр презентационного материала «Ислам».

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре - ответить на вопросы:

- Как называется в исламе искусство изображения Слова Божьего? (Каллиграфия)

- Как называется в исламе искусство сложных орнаментов? (Арабески)

б) Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что, несмотря на запрет в исламе, при помощи неё удается передать мастерам?

в) Просмотр слайда и прослушивание аудио записи Первой суры Корана.

- Посмотрите как при помощи каллиграфии записана Первая сура Корана АльФатиха и прослушайте её.

г) Практическая работа в группах по 4 чел. Каждая группа получает одну иллюстрацию.

- Распределите на планшете предложенные вам изображения в 2-е колонки: искусство каллиграфии, искусство арабесок.

3.      Просмотр интерактивной модели «Религия и искусство» в электронном учебном пособии.

- 1. При входе в храм или молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. Искусству часто придается особый религиозный смысл.

2. Среди христиан получили распространение изображения Христа, Его Матери Марии и святых. Эти изображения стали называться иконами (от греческого «образ», «изображение»).

3. Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей христианского искусства. Считается, что в иконе, сделанной по всем правилам, незримо присутствует тот, кто на ней изображен, - Иисус Христос или святые.

4. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён – Иисусу Христу, Богоматери, святым.

5. Ислам запрещает изображать людей и животных. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану, поэтому большое развитие в исламе получило искусство каллиграфии.

6. В исламе развилось искусство арабесок – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения.

7. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.

                         VI.            Первичная проверка понимания изученного.

Работа на тренажере электронного пособия. Фронтальная работа.

1.      Тренажер №1. Выберите правильный ответ из нисходящего списка.

Православные христиане почитают изображения … (Христа). Эти изображения называются … (иконы).

2.      Тренажер №3. Выберите правильный ответ из нисходящего списка.

В исламе запрещено изображать людей и животных, поэтому большое развитие получило искусство … (каллиграфии). В результате стихи из … (Корана) принимают вид склонившегося в молитве человека или храброго льва.

3.      Тренажер №6. Выберите правильный ответ из списка.

Стены молитвенного зала в мечети украшают:

- каллиграфическими изображениями;

- изображениями животных;

- изображениями людей.

4.      Тренажер №7. Выберите правильный ответ из списка.

Молясь перед иконой, православные христиане:

- любуются иконой, как произведением искусства;

- поклоняются тому, кто изображен на иконе (Иисусу Христу, Богоматери, святым);

- поклоняются изображению.

                      VII.            Домашнее задание. Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: «Искусство в религиозной культуре христианства» и «Искусство в религиозной культуре ислама» (по выбору).

                   VIII.            Подведение итогов и рефлексия.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz