| |||||||||
|
| ||||||||
Открытые уроки18.05.2010 г. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Урок 14. Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме) Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Цели по содержанию урока: 1. Дать детям представление о том, что в большинстве случаев предметы искусства, находящиеся в священных сооружениях разных религий, связаны с данными религиями; познакомить учащихся с предметами искусства, встречающимися в церкви и мечети. 2. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе. 3. Воспитывать потребность к расширению своего кругозора. Технология: развивающего обучения, деятельного подхода, ИКТ. Методы обучения: работа с книгой, рассказ, фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа. Оборудование: выставка предметов христианской и исламской религий, мультимедийная установка (для работы с электронным пособием к учебнику и демонстрации презентационного материала), демонстрационный и раздаточный дидактический материал, учебное пособие для учащихся. Ход урока: I. Организационный момент. II. Введение в тему. 1. Работа в парах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями). - Распределите карточки, лежащие у вас на парте, на несколько групп: Иисус Христос, Синагога, Сиддихартха Гаутама, Мечеть, Библия, Моисей, Коран, Ступа, Танах, Церковь, Мухаммад, Трипитака. - По какому принципу вы объединяли карточки в группы? (1 принцип – 3 группы - основатели религий, священные книги, священные сооружения; 2 принцип – 4 группы - по принадлежности к той или иной религии: буддизм, иудаизм, христианство, ислам) Проверка задания с использованием демонстрационных карточек на доске. 2. Обзорная выставка предметов двух религий: христианства и ислама. - К каким религиям можно отнести данные предметы? - Почему вы так решили? III. Сообщение темы. - Познакомимся с предметами искусства, связанными с учением таких религий как христианство и ислам. IV. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. 1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Демонстрация слайдов с изображением священных сооружений в г. Канаш. - На прошлом уроке мы говорили о священных сооружениях традиционных религий России. Вам было предложено узнать, какие религиозные сооружения есть в нашем городе и как они называются? - В нашем городе две церкви (Никольская церковь и Церковь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость») и одна мечеть. 2. Работа в группах по 4 человека. Отгадывание мини-кроссвордов по теме «Священные сооружения». 3. Взаимопроверка выполненной работы между группами (за каждое правильно отгаданное слово начисляется 1 балл, группа с наибольшим количеством баллов награждается аплодисментами).
V. Изучение нового материала. 1. Ознакомление с искусством в религиозной культуре христианства. а) Просмотр презентационного материала «Христианство». Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре - ответить на вопросы: - Какие три направления есть в Христианстве? (католицизм, протестантизм, православие) - Кого изображают на православных иконах? (Иисуса Христа, Богоматерь и святых) Обсуждение выполненного задания. б) Работа по учебнику. - Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы и кому верующие кланяются при молитве? в) Практическая работа в группах по 4 чел. Составление «Иконостаса» на планшете. Каждая группа получает изображение одной иконы. Задание: наложить изображение на название, указанное на планшете. в) Рассказ учителя о том, как пишут иконы (по материалу рубрики «Это интересно» в учебнике). - Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых. 2. Ознакомление с искусством в религиозной культуре ислама. а) Просмотр презентационного материала «Ислам». Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре - ответить на вопросы: - Как называется в исламе искусство изображения Слова Божьего? (Каллиграфия) - Как называется в исламе искусство сложных орнаментов? (Арабески) б) Работа по учебнику. - Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что, несмотря на запрет в исламе, при помощи неё удается передать мастерам? в) Просмотр слайда и прослушивание аудио записи Первой суры Корана. - Посмотрите как при помощи каллиграфии записана Первая сура Корана АльФатиха и прослушайте её. г) Практическая работа в группах по 4 чел. Каждая группа получает одну иллюстрацию. - Распределите на планшете предложенные вам изображения в 2-е колонки: искусство каллиграфии, искусство арабесок. 3. Просмотр интерактивной модели «Религия и искусство» в электронном учебном пособии. - 1. При входе в храм или молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. Искусству часто придается особый религиозный смысл. 2. Среди христиан получили распространение изображения Христа, Его Матери Марии и святых. Эти изображения стали называться иконами (от греческого «образ», «изображение»). 3. Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей христианского искусства. Считается, что в иконе, сделанной по всем правилам, незримо присутствует тот, кто на ней изображен, - Иисус Христос или святые. 4. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён – Иисусу Христу, Богоматери, святым. 5. Ислам запрещает изображать людей и животных. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану, поэтому большое развитие в исламе получило искусство каллиграфии. 6. В исламе развилось искусство арабесок – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения. 7. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д. VI. Первичная проверка понимания изученного. Работа на тренажере электронного пособия. Фронтальная работа. 1. Тренажер №1. Выберите правильный ответ из нисходящего списка. Православные христиане почитают изображения … (Христа). Эти изображения называются … (иконы). 2. Тренажер №3. Выберите правильный ответ из нисходящего списка. В исламе запрещено изображать людей и животных, поэтому большое развитие получило искусство … (каллиграфии). В результате стихи из … (Корана) принимают вид склонившегося в молитве человека или храброго льва. 3. Тренажер №6. Выберите правильный ответ из списка. Стены молитвенного зала в мечети украшают: - каллиграфическими изображениями; - изображениями животных; - изображениями людей. 4. Тренажер №7. Выберите правильный ответ из списка. Молясь перед иконой, православные христиане: - любуются иконой, как произведением искусства; - поклоняются тому, кто изображен на иконе (Иисусу Христу, Богоматери, святым); - поклоняются изображению. VII. Домашнее задание. Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: «Искусство в религиозной культуре христианства» и «Искусство в религиозной культуре ислама» (по выбору). VIII. Подведение итогов и рефлексия. | |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |